Свой самый известный натюрморт «Хризантемы» Игорь Грабарь написал вскоре после продолжительного путешествия по Европе – в 1905 г. Видимо, поэтому картина выполнена в стиле импрессионизма, к тому времени мало известному в России. Как говорил сам Грабарь, картину он писал очень долго – целый месяц. Обычно на такую работу уходила неделя.
Одновременно в картине отразилось и увлечение художником японской гравюрой, для которой характерна лаконичность. Да и сами цветы, которые специально приобрёл у цветочника Носова, являются символом страны восходящего солнца. За эту картину Игорь Грабарь получил от коллекционера Владимира Гиршмана такую сумму, какой прежде никогда не получал за свои произведения.
Художник тщательно работал с цветами. Картины импрессионистов интересны тем, что на них нет чётко выписанных очертаний предметов. Они проступают в воображении зрителя, находящегося на определённом расстоянии. В «Хризантемах» наблюдается именно такой эффект.
Каждый уголок интерьера в картине обласкан лучами света. Под их воздействием холст будто бы превращается в драгоценную мерцающую поверхность.
Колористическая гамма тщательно разработана художником. Взять к примеру, цветы. Жёлтые хризантемы изображены в естественном дневном освещении. Однако мастер сумел сделать так, что их лепестки приобретают синие, жёлтые, зелёные оттенки. Это позволяет передать свежесть цветов и создаёт впечатление, что от картины веет осенним горьковатым ароматом.
А краски, наложенные нарочитыми мазками, создают ощущение объёмности. Благодаря этому художественному приёму, на холсте рельефно проступают жёлтые шапки срезанных хризантем, мягкость белоснежной скатерти, небрежно брошенное полотенце.
Главный герой картины — свет. Но всё же искусствоведы считают, что главным героем картины являются не цветы, а свет. Он падает из окна на хрусталь и рассыпается на искры, а потом и вовсе превращается в едва заметные тени на скатерти.
Кажется, что свет проникает в каждую точку картины и оставляет на ней свой особенный отпечаток. Более того, при длительном рассмотрении рамки картины пропадают, а изображение становится частью реальности.
Имеет картина ещё один интересный эффект: в зависимости от выбранной точки просмотра в поле зрения попадает либо яркий букет хризантем, либо интерьер комнаты вместе со столом и просматривающимися за окнами солнечными бликами.