В картине “Фрукты на блюде”, более известной под названием “Синие сливы”, сила цвета достигает особенно интенсивного звучания. В центре композиции – оранжевый апельсин, окруженный синими сливами, а тарелка, на которой они лежат, обрамлена персиками и яблоками. Темный фон и белая скатерть нейтральны рядом с интенсивными красками плодов, еще более усиливающимися благодаря толстому черному контуру, которым художник обводит фрукты. И композиция, и колорит картины заставляют вспомнить выразительную красочность расписных подносов и лубочных картинок. На первый план выходит живописная фактура, красота собственно живописи: не столько реальный цвет натуры, зависящий от источника освещения или времени суток, в которое пишется картина, сколько цвет открытой краски, лежащей на холсте.
Даже учитель Машкова, Валентин Серов, скептически относившийся к его манере, не смог не признать, что такая темпераментная живопись достойна уважения. Увидев “Синие сливы” в Париже на Осеннем салоне 1910 года, Серов писал знаменитому собирателю новейшей живописи Ивану Абрамовичу Морозову: “…Очень неплох был наш московский Матисс-Машков – серьезно. Его фрукты весьма бодро и звонко написаны. Сам Матисс не нравится…”. Примечательно, что это пишет учитель об ученике, когда-то дразнившем его зелеными и фиолетовыми подмышками своих натурщиц! Но благодаря этому отзыву, послужившему лучшей рекомендацией для коллекционера, Морозов купил “Синие сливы”, а в 1927 году, во время реорганизации Государственного музея нового западного искусства, основой которого послужило морозовское собрание, картина была передана в Третьяковскую галерею.